Онлайн консультант
JK-926A
JK-926A

SM-2
SM-2

CA-10 KLED
CA-10 KLED

SP-001
SP-001

CPD-501
CPD-501

CAV-501D
CAV-501D

GS-133
GS-133

Пожарная сигнализация - поможет остановить огонь

Сегодняшние технологические решения строительства изменились до неузнаваемости. Возникает ощущение, что высота сооружений больше не является ограничивающим фактором. Новые строительные материалы и техника нового поколения дают неизмеримо большую свободу создания архитектурных шедевров.

Первый небоскреб The Home Insurance Building в Чикаго сегодня воспринимается со снисходительной улыбкой. Десятиэтажное здание, имевшее эволюционный для конца XIX века опорный каркас, казалось тогда верхом строительной мысли. Башня Бурдж Дубай, имеющая 164 этажа физической высотой 819 метров переводит первое достижение вертикального строительства в разряд рядовых нонсенсов. Но имеется единственный момент, который однозначно объединяет весьма разные по значимости и абсолютной высоте здания – противопожарная безопасность.

Первые пожары, случившиеся в высокоэтажных зданиях, ставили перед людьми новые вызовы. Пожарная техника, имевшаяся тогда в арсенале человечества, однозначно не справлялась с новыми угрозами. Многоэтажное строительство, сложная конфигурация этажей, использование горючих веществ в зданиях и, главное – междуярусные технические каналы и воздуховоды, привели к тому, что возгорания в высотных сооружениях стали распространяться с потрясающей скоростью. И если в невысокой городской застройке проблема эвакуации людей из очага возгорания решалась достаточно легко, в вертикально организованных зданиях такая задача являлась, зачастую, неразрешимой. Возникла жизненно важная цель создания эффективных мер по предупреждению и оповещению людей в случае возникновении пожара.

Одним из ответов, которые появились на заре эпохи технологических индустриальных пожаров – установка пожарной сигнализации. Первоначально, монтаж пожарной сигнализации состоял в формировании комплекса многочисленных тревожных кнопок. Человек, заметивший задымление или огонь, обязан был привести систему в тревожный режим. Пожарная сирена, которая при этом включалась, оповещала находившихся в зданиях людей о возникновении нештатной ситуации. Однако параллельно люди успешно развивали технические решения автоматических пожарных сигнализаций.

В военном флоте, и особенно – на подводных субмаринах, автономная пожарная сигнализация практически исключала весомость человеческого фактора. Гражданское строительство мгновенно взяло подобные технологии на вооружение. Распространение пожаров становилось все более стремительным – реакция людей на нештатную ситуацию потребовала такой же скорости. Настала эра автоматических противопожарных систем.Тем не менее, системы раннего оповещения были не в силах в одиночку эффективно решать все проблемы поддержания противопожарной безопасности.

Не менее значимым вопросом явилось создание отработанных путей эвакуации людей из опасной зоны. Вертикальная архитектура высоких зданий ставила перед строителями новые задачи. Возгорания, стремительно продвигающиеся по вертикали, зачастую устраивали смертоносные ловушки. Центральные системы вентиляции, воздуховоды и технологические каналы инженерных сетей позволяли пламени буквально перепрыгивать через несколько этажей. Движение раскаленного воздуха и, возникающая на высоте многих этажей мощная воздушная тяга, переносили искры и даже целые горящие головни.

Особенно опасным при высотном пожаре становилось задымление. Пластики отделочных материалов, офисной мебели, оплетки кабелей и электрических сетей при горении выделяли смертоносно опасные токсические соединения. Сейчас такие материалы подвергаются строгому контролю. Полвека назад об этом аспекте пожарной безопасности мало кто задумывался. Мода на применение синтетических материалов в 50-60-х годах создал новые пожарные угрозы. Именно токсический дым, а не открытое пламя, вел к наибольшим человеческим жертвам.

Эвакуация людей и эффективные меры противодействия возгоранию стали во главу угла. Отныне наличие пожарных лестниц и систем пожаротушения становятся необходимым условием введения каждого здания в эксплуатацию. Правила пожарной безопасности любого цивилизованного государства серьезно регламентируют испытание пожарного водопровода. Пути эвакуации людей выносятся за пределы зданий – наружу, а комплексы пожаротушения начинают работать в автономном режиме.Единственное срабатывание температурных датчиков или дымоуловителей приводит пожарные водопроводы в рабочее состояние. Скорость реагирования становится решающим фактором.

Параллельно пассивные меры противопожарной безопасности также имеют активное развитие. Внедрение предусмотрительных мер по эвакуации людей, находящихся в зоне возгорания, позволяет существенно повысить общую противопожарную безопасность. Сегодня трудно представить промышленное или жилое здание, в котором не присутствовал бы планы эвакуации. Элементарная, на первый взгляд, мера становится неотъемлемым элементом общей противопожарной безопасности.

По-настоящему важным моментом противостояния пожару становятся именно первые 20-30 минут возгорания. В этот отрезок времени пожар имеет горизонтальное распространение по горючим материалам. Спустя пару десятков минут огненная буря начинает распространяться по техническим каналам, вентиляционным и лифтовым шахтам, воздуховодам систем кондиционирования. Возгорание становится неуправляемым и непредсказуемым.

Столь малый отрезок времени, который огненная стихия дает на упорядоченную эвакуацию людей, поставил еще один вопрос перед пожарными службами: скорость и эффективность передачи сигнала в системах раннего оповещения. На самом деле смешная проблема – городские грызуны – вполне серьезно встала перед эксплуатационными службами Европейского тоннеля под проливом Ла-Манш. Каждодневно обычные городские крысы уничтожали десятки метров электрических и инженерных сетей, не минуя систему противопожарной сигнализации. К слову сказать, подобные вопросы стояли перед работниками любого метрополитена в большом мегаполисе. Уязвимые к внешним воздействиям коммуникации пожарной сигнализации с опасной постоянностью начинают давать сбои.

18 ноября 1996 года эффективность противопожарной сигнализации Евротоннеля была подвержена серьезному испытанию. Огненная стихия, бушевавшая в тоннельных коммуникациях почти сутки, нанесла серьезный ущерб европейской транспортной системе. Жертв, по счастью, удалось избежать, тем не менее, бетонные кольца выгорели на глубину до 50 мм., что свидетельствует о катастрофических температурах пламени. Мощная тяга воздуха в системе вентиляции тоннеля и неоправданно низкое давление в пожарном водопроводе привели к тому, что из строя вышли около 400 метров транспортной артерии. Полностью восстановить движение удалось лишь в следующем году. Та катастрофа весомо продемонстрировала основные проблемы в области пожарной безопасности.

Как всегда, эффективное решение пришло из смежных отраслей. Телекомы, демонстрирующие невиданный технический рост, дали системам пожарной безопасности эволюционный толчок. Современный стандарт передачи данных GSM, использующийся в мобильных устройствах связи, был с успехом применен в разработке нового поколения пожарной сигнализации. Беспроводная gsm сигнализация стала абсолютным лидером систем безопасности. Мобильность такого комплекса, его масштабируемость, возможность передачи аварийного сигнала на мобильные устройства и отсутствие уязвимых проводов и кабелей сделали gsm сигнализацию непревзойденным чемпионом по эффективности.

Техногенные пожары современного поколения становятся все более непредсказуемыми и катастрофичными. К счастью, ответные меры, предпринимаемые людьми, также не останавливаются в своем развитии.



 

Последние новости